События

 

16 декабря

Открытие в Москве сада «Эрмитаж»
Родился Родион Константинович ЩЕДРИН
Умер Иван Семенович КОЗЛОВСКИЙ
День независимости Казахстана
День Победы в Бангладеш
День работников МЧС Азербайджана
Открытие в Москве сада «Эрмитаж»
День Иоанна-молчальника
Закрытие легальной газеты большевиков «Новая жизнь»
Джулио Мазарини получил от папы римского Урбана VIII кардинальскую мантию
Установление советской власти в Литве
Произошло «Бостонское чаепитие» — американские колонисты выбросили в гавань Бостона ящики с чаем в знак протеста против введённого Великобританией налога на чай
Начало наступления немецкой армии во время Арденнской операции 1944-45
Основан футбольный клуб «Милан»
Прием Таиланда в ООН
На основе студии при Главискусстве Наркомпроса РСФСР организован профессиональный цыганский театр «Ромэн»
Трагические события в Гданьске, Гдыне и Щецине. Подавление рабочих выступлений, вызванных повышением розничных цен
Кристиан Диор открыл в Париже модный дом со штатом из 85 сотрудников
Студенческие выступления в Алма-Ате против назначения Первым секретарем ЦК Казахской ССР Г. В. Колбина
Скончался У Хоу
Соглашение между Правительством РФ и Правительством США по обмену технической информацией в области сохранности и безопасности ядерных боеприпасов
Умер Григорий Александров
Родился Гебхард Блюхер
Скончался Франсуа Кенэ
Родилась Джейн Остин
Умер Вильгельм Гримм
Родился Джордж Сантаяна
Скончался Антуан де Фуркруа
Родился Василий Васильевич Кандинский
Умер Камиль Сен-Санс
Родился Антон Иванович Деникин
Скончался Колин Чепмен
Родился Макс Линдер
Умер Сомерсет Моэм
Родился Николай Федорович Ватутин
Родился Георгий Васильевич Свиридов
Родился Артур Кларк
Родился Родион Константинович Щедрин

все события дня
 
 
 
Сегодня: 16 декабря 2018 года, воскресенье

Установлены дипломатические отношения между СССР и США

Дата события:  16 ноября, 1933 года

дипломатические отношения между Россией (СССР) и США Попытки установить дипломатические отношения с Россией предпринимались Соединенными Штатами уже в первые годы их существования. По решению Континентального конгресса США в Россию был направлен (1780) специальный посланник Ф. Дейна, чья миссия завершилась неудачей. В 1784 Конгресс США принял решение о необходимости заключить с Россией договор о «дружбе и торговле», однако никаких соглашений между двумя странами не последовало. Дипломатические отношения были установлены в декабре 1807 путем переписки между российским посланником в Лондоне М.М. Алопеусом и министром иностранных дел России А.Я. Будбергом, с одной стороны, и американскими посланниками в Лондоне Дж. Монро и У. Пинкни, а также государственным секретарем США Дж. Мэдисоном, с другой стороны. Первым дипломатическим представителем России в США в ранге посланника стал А.Я. Дашков. Первым посланником США в России – Джон Квинси Адамс. Статус дипломатических представительств обеих стран сохранялся на уровне миссий на протяжении 90 лет. Впервые предложение о повышении статуса дипломатических представителей до уровня послов, а представительств — до уровня посольств было выдвинуто Соединенными Штатами в 1893, но лишь спустя 5 лет Россия выразила готовность согласиться с этим предложением. Первым дипломатическим представителем России в США в ранге посла стал Артур Кассини (1898). Первым американским дипломатическим представителем в России в ранге посла стал Итан Аллен Хитчкок (Ethan Allen Hitchcock). К 1913 между Россией и США существовали следующие соглашения: Конвенция о торговле, мореплавании и рыбной ловле 1824; Трактат о торговле и мореплавании 1832 (денонсирован 1 января 1913. См. «Паспортный конфликт»); Конвенция о морском нейтралитете 1854; Конвенция о взаимном признании мерительных свидетельств торговых судов 1884; Конвенция о котиках 1884 и Конвенция о взаимной выдаче преступников 1887. После Февральской революции 1917 США первыми признали Временное правительство России и установили с ним дипломатические отношения 22 марта 1917. Дипломатические отношения между Россией и США были прерваны после Октября 1917 и получения инструкции Государственного департамента посольством США в России «воздержаться от каких-либо прямых контактов с большевистским правительством», хотя в течение некоторого времени и посольство, и посол США при Временном правительстве России Д. Фрэнсис продолжали функционировать на неофициальной основе. После отъезда посла и сотрудников посольства из Петрограда сначала в Вологду (27 февраля 1918), потом в Архангельск (25 июля 1918), а затем из России (14 сентября 1919) и вплоть до ноября 1933 дипломатических отношений между Советской Россией (с декабря 1922 СССР) и США не было. Последний посол Российского императорского правительства в США Г.П. Бахметев сообщил государственному секретарю США 20 апреля 1917, что Временное правительство приняло его заявление об отставке. Его преемником Временное правительство назначило Б.А. Бахметьева (июль 1917), который продолжал признаваться правительством США до 30 июня 1922. В ноябре 1922 Государственный департамент США уведомил российские консульства в Бостоне, Чикаго и Сиэтле об аннулировании их полномочий. Назначенному в середине 1918 полпредом Советской России в США М.М. Литвинову американское правительство в аккредитации отказало. В 1919 президент В. Вильсон заявил: «Мы не можем признавать, вступать в какие-либо отношения или свободно принимать агентов правительства, которое твердо решило и собирается осуществить заговор против наших политических институтов, чьи дипломаты намерены быть проповедниками опасных революций, чьи представители заявляют, что они подписывают соглашения, не собираясь их выполнять». 21 марта 1921 М.И. Калинин направил телеграмму двумя неделями ранее заступившему на пост президенту США У. Гардингу, в которой предложил послать в США специальную делегацию для обсуждения вопроса об установлении дипломатических отношений между Советской Россией и США. Ответа на это послание не последовало. В своем обращении к Конгрессу США от 6 декабря 1923 сменивший внезапно скончавшегося Гардинга президент К. Кулидж заявил: «Наше правительство не собирается... вступать в отношения с режимом, который отказывается признать священность международных обязательств». 16 декабря 1923 нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин направил К. Кулиджу телеграмму, в которой предложил провести переговоры по затронутым президентом вопросам. Активные усилия советского правительства, направленные на то, чтобы добиться дипломатического признания США, не давали результатов на протяжении всего президентского срока Кулиджа. 14 июля 1928 государственный секретарь США Ф. Келлог заявил: «Ничего полезного для народа Соединенных Штатов или даже народа России не получится из решения вступить в дипломатические отношения с нынешним режимом в России до тех пор, пока сегодняшние правители России не откажутся от тех своих целей и задач, которые противоречат принципам международных дружественных отношений». Отсутствие официальных дипломатических отношений между СССР и США не явилось, однако, препятствием для развития достаточно активных торгово-экономических связей между советскими государственными торговыми организациями и американским частным капиталом, особенно в тех случаях, когда последние имели основание рассчитывать на получение крупных дивидендов (А. Гарриман, А. Хаммер, В. Вандерлип и др.). Готовность советского правительства продать за бесценок сокровища из российских музеев служила дополнительной приманкой для представителей американских деловых кругов (семейство Меллонов, А. Хаммер и др.). Занятой администрациями США негативной позиции по вопросу об установлении дипломатических отношений между СССР и США противостояла небольшая группа членов Конгресса США, в разное время посетивших СССР и встречавшихся с советскими официальными лицами, в числе которых были сенаторы У. Бора, У. Кинг (William H.King), Э. Лэдд (Edwin F.Ladd), Р. Лафолетт (Robert M. La Follette), Б.К. Уилер (Burton K. Wheeler), С.У. Брукхарт (Smith W. Brookhart), конгрессмен Дж.A. Фрир (James A. Frear) и др. Пораженные специально организованной для них демонстрацией успехов советского строя и русским гостеприимством, они возвращались в США активными пропагандистами нормализации советско-американских отношений. Активными пропагандистами необходимости дипломатического признания были многие возвращавшиеся из СССР американские технические специалисты, оказывавшие помощь в строительстве промышленных и энергетических объектов, в том числе Дж. Калдер, Х. Купер, Г. Фрейн (H.J.Freyn) и др. Проведенный в октябре 1933 Государственным департаментом США опрос среди ведущих американских газет установил, что 2/3 из них поддерживают идею дипломатического признания СССР. 10 октября 1933 по инициативе президента США Франклина Д. Рузвельта на имя председателя ВЦИК М.И. Калинина было направлено послание, содержавшее приглашение командировать в США специального представителя для обсуждения с президентом и правительством США всех вопросов, связанных с перспективой установления дипломатических отношений между двумя странами. В послании выражалось сожаление, что два великих народа, «между которыми существовала свыше столетия выгодная для обеих сторон счастливая традиция дружбы», не поддерживают нормальных отношений. 17 октября за подписью Калинина Рузвельту был дан ответ, в котором выражалась готовность вступить в переговоры с США по вопросам, представляющим интерес для обоих государств; представителем СССР назначался М.М. Литвинов, который прибыл в США 7 ноября 1933 и уже на следующий день встретился с государственным секретарем США К. Хэллом. Встреча Литвинова с Рузвельтом состоялась 9 ноября. Основные вопросы, поднятые в ходе этих встреч, были связаны с выплатой долгов Временного правительства и возмещением американцам убытков, понесенных к результате национализации их собственности советским правительством, прекращением пропагандистской и иной подрывной деятельности против США и гарантиями религиозной свободы и юридических прав американским гражданам, находящимся на территории СССР. Продолжавшиеся несколько дней переговоры с участием Рузвельта завершились подписанием практически идентичных нот (Рузвельта–Литвинова соглашения), обмен которыми между Литвиновым и Рузвельтом положил начало дипломатическим отношениям между СССР и США (16 ноября 1933). В письме, служившем приложением к ноте за подписью Литвинова, правительство СССР брало на себя обязательство не вмешиваться во внутренние дела США; воздерживаться от действий, способных нанести ущерб спокойствию, процветанию и порядку в США, включая ведение пропаганды, способной нанести вред территориальной целостности США; не разрешать на своей территории создания и деятельности организаций или групп, имеющих целью ведение вооруженной борьбы против США или свержение американского общественно-политического строя. В ответном послании, подписанном Ф. Рузвельтом, правительство США подтверждало свою готовность придерживаться аналогичных обязательств. Приветствуя достигнутую договоренность, президент Рузвельт писал в тот же день: «Надеюсь, что отношения, ныне установленные между нашими странами, смогут навсегда остаться нормальными и дружественными и что наши народы впредь смогут сотрудничать ради своей взаимной пользы и ради сохранения мира во всем мире». Стороны начали переговоры по вопросу об урегулировании претензий по взаимным долгам прошлых лет; эти переговоры с переменным успехом продолжались на протяжении последующих нескольких десятков лет. Советская сторона отказалась от каких-либо претензий к США в связи с действиями их вооруженных сил в Сибири в 1918–21, но сочла невозможным принять аналогичное решение в отношении претензий в связи с действиями вооруженных сил США на Севере России в эти же годы. 17 ноября 1933 Государственный департамент США разослал циркулярное письмо всем американским дипломатическим представительствам за рубежом, содержащее следующую инструкцию: «В связи с актом признания СССР правительством Соединенных Штатов вам следует вступить в добросердечные официальные и светские отношения с вашими советскими коллегами в соответствии с практикой, принятой в стране вашего пребывания». В тот же день было объявлено о назначении Уильяма Буллита первым послом США в СССР, а 19 ноября – о президентском агремане, выданном первому советскому послу в США А.А. Трояновскому (в связи с задержкой прибытия посла в США временным поверенным в делах СССР в США был назначен Б.Е. Сквирский). В заявлении для прессы и радио, сделанном заместителем государственного секретаря США Р. Уолтоном Муром (R. Walton Moore), говорилось: «Подведена черта под продолжительным периодом порядка 150 лет, на протяжении которого сначала было отказано в признании нашему правительству, а в завершение которого мы сами отказались признать правительство России. Нынешнее событие открывает новую эру, дающую основания для реализации самых сокровенных надежд и ожиданий». В марте 1934 советское правительство, явно опасаясь активизации геополитических устремлений Германии у западных границ СССР и Японии на Дальнем Востоке, настойчиво предлагало президенту и правительству США заключить двусторонний пакт о ненападении, однако Рузвельт, имея в виду американскую озабоченность лишь японскими планами на Тихом океане, отверг эту идею, заявив, что США могут согласиться лишь с таким пактом о ненападении, который будет включать все государства, имеющие интересы в Тихоокеанском регионе. Подписание Советско-германского пакта о ненападении 1939 заметно осложнило советско-американские отношения, но президент Рузвельт и правительство США заняли выжидательную позицию, полагая, что два диктаторских режима неизбежно «вцепятся друг в друга по причине взаимной ненависти». После начала Второй мировой войны и в предвидении неизбежного конфликта с гитлеровской Германией советское правительство избрало путь нормализации взаимоотношений с США, хотя советско-финская война 1940 и образование советских социалистических республик Прибалтики в августе 1940 серьезно ухудшило взаимоотношения СССР с Западом, включая и США, никогда не признававших аннексии этих республик. Проявив политическую дальновидность и трезвость мышления, президент Рузвельт отказался разорвать дипломатические отношения с СССР, ограничившись провозглашением «морального эмбарго». Позиция руководства СССР по поводу негативной реакции США была необычно сдержанной: согласно докладу посла США в Москве Л.А. Стейнхардта (Laurence Adolph Steinhardt) от 25 сентября 1940, советские пресса и радио получили указание от властей СССР «не печатать и не передавать в эфир заявления, враждебные Соединенным Штатам». Дипломатические отношения между СССР и США в последующие десятилетия испытывали на себе влияние международной обстановки, периодов временного смягчения или роста напряженности межгосударственных отношений, время от времени осложняясь взаимными демаршами в форме направления дипломатических нот или наложения санкций, включавших объявление персонами нон грата дипломатов, арест или высылку журналистов или др. не обладающих дипломатическим иммунитетом лиц и т.п. Генеральные консульства США в России были открыты в 60–90-х годах XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Ревеле, Варшаве, Гельсингфорсе, Батуми, Владивостоке, Тифлисе (в Риге генеральное консульство было открыто много раньше – в 1824) и просуществовали после Октября 1917 на территории Советской России еще в течение нескольких лет несмотря на отсутствие официальных дипломатических отношений. Последнее консульство США (во Владивостоке) закрылось 15 мая 1923. После восстановления дипломатических отношений в 1933 в СССР существовал лишь консульский отдел при посольстве США в Москве. Генеральные консульства США в других городах – Ленинград (Петербург), Владивосток, Екатеринбург – были открыты лишь в 1970–90-х. После 1933 генеральные консульства России функционировали в городах Вашингтон, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Бостон. В годы холодной войны все эти консульства, за исключением консульского отдела при посольстве СССР в Вашингтоне, были закрыты и стали вновь открываться лишь начиная с 1970-х: сначала в Нью–Йорке, а затем в Сан-Франциско и Сиэтле.


Источник: rubricon.com



Все события

 
Copyright © 2007-2013 «byTime». Все права защищены.